История школы

Школа № 10 обучает учащихся с нарушением слуха и речи более 60 лет. Как же произошло рождение её и почему?

В разгар Великой Отечественной войны в 1943 году создается Академия педагогических наук РСФСР. Помимо своих главных задач она должна была заниматься разработкой теоретических основ и методической помощи школам рабочей молодежи, открывшимся в этом году по решению Правительства РСФСР.
27 января 1944 года  была полностью снята блокада Ленинграда, а Приказом по ГОРОНО 12 января 1944 года было открыто образовательное учреждение «Городская школа рабочей молодежи с расстройствами слуха и речи для взрослых, потерявших слух во время войны». Первый учитель начальных классов был принят на работу с 20 января 1944 года.

Первыми педагогами школы были учителя-дефектологи и логопеды, которые работали с ранеными бойцами, восстанавливая память, утраченные функции слуха и речи у раненных воинов (полной моторной афазией и аграфией), в Ленинградском НИИ нейрохирургии им. Бехтерева и больнице хроников им. К.Маркса. Им приходилось помогать взрослым бойцам заново учиться говорить, читать, восстанавливать утраченные навыки письма.

С 1946 года школа получила новое название «Школа рабочей молодежи для глухонемых» (располагалась по адресу: канал Грибоедова, 46 в двух маленьких комнатах).

В 1947 году состоялся первый выпуск — 11 неслышащих учащихся окончили начальную школу. Им  было по 22-26 лет.

В 1948  году школу окончили:
7 человек – с начальным образованием,
8 человек – с семилетним,
4 человека – со средним образованием.

В 1949 году в школе работало уже 25 учителей.

В 1952 году Постановлением Совета министров РСФСР № 14 от 09.01.1952 года организуются специальные заочные средние школы для глухонемых.
«Они имели своей целью дать возможность взрослым лицам-глухонемым, оглохшим и с нарушением речи — получить без отрыва от работы на производстве или в учреждении образование в объеме 7 лет и средней школы и тем самым содействовать вовлечению их в общественную трудовую деятельность».

Заметьте, Постановление 1952 года, а первый выпуск средней школы для неслышащих состоялся в Ленинграде в 1947 году.

В 1957 году совместно с Министерством просвещения РСФСР и Всероссийским обществом глухонемых (ВОГ) было разработано Положение о специальных заочных школах глухонемых, а их было открыто две в РСФСР – в Москве и Ленинграде.

И в этом Положении было записано, что к Ленинградской заочной школе прикрепляются следующие субъекты Российской Федерации:

  1. Края: Красноярский, Приморский, Хабаровский
  2. Области: Амурская, Архангельская, Великолужская, Вологодская, Горьковская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Мурманская, Новгородская, Омская, Псковская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Читинская, Чкаловская, Ярославская
  3. Города республиканского подчинения: Горький, Ленинград, Пермь, Новосибирск, Омск, Свердловск, Челябинск, Красноярск, Петрозаводск
  4. АССР: Бурят-Монгольская (Улан-Уде), Коми, Удмуртская, Якутская, Карельская


Здание школы на ул.Войнова

Работа заочного отделения была огромна по масштабам,  когда глухие по письменному заявлению предоставляли документы для поступления, письменно по почте получали учебники, задания-рекомендации по подготовке к зачету и контрольные работы и также письменно высылали готовые письменные задания.
У нас в архиве школы до сих пор хранятся личные дела выпускников, их переписка с учителями и администрацией, комментарии учителей с оценками за работу, просьбы и работы учащихся. В те годы неслышащий гражданин был окружен вниманием государства и обществом глухонемых. Далее, в течение 10 лет, во многих городах страны появились свои заочные школы с вечерними отделениями, а под юрисдикцией специальной средней школы рабочей молодежи № 92 остались Выборг, Тихвин, Ленинградская, Псковская и Новгородская области, где долгое время до 1987-1995 года работали консультационные пункты школы. Учителя этих городов принимались в школу по совместительству.

Надо сказать, что приток глухих в город был очень высок, их брали на работу «Балтийский» и «Адмиралтейский» кораблестроительные заводы, «Кировский», «Севкабель», «Невский Машиностроительный», «Вагоностроительный з-д им. Егорова», фабрика им. Тельмана. На каждом предприятии были переводчики; за цехами, где работали глухие, закреплены мастера. Каждый учитель школы отвечал за связь с предприятием, отделом кадров, переводчиком и мастером.

С 1 сентября 1972 года школа опять меняет название.  Специальная средняя очно-заочная школа № 92 для рабочей молодежи находилась на улице Воинова, 16 (ныне Шпалерная). В то время на вечернем отделении обучались 4 раза в неделю, включая  1 день консультаций,  с оплатой 100% на производстве. На заочном отделении молодежь училась один  вечер и один  день с 9 до 17 часов с оплатой этого дня.

С 1 сентября 1975 года школа переехала на ул. Звенигородскую, д. 10 под новым названием «Специальная средняя школа рабочей молодежи № 92».

С 1985 по 1992 год, в связи с финансовым разделением регионов были закрыты консультационные пункты в Новгороде, Пскове, Тихвине и Выборге.
«Перестройка» внесла свои коррективы – закрылся лимит на прописку в Ленинграде. Приток иногородних глухих прекратился. Закрылось вечернее отделение.

В 1992 году   по учебному плану заочного отделения было открыто дневное отделение для неслышащих подростков.

В 1994 году  при профессиональном реабилитационном лицее (ул. Расстанная, д. 20) открылся учебно-консультационный пункт, где учащиеся двух классов получали среднее образование за 3 года.
Открылось отделение для глухих учащихся в ПУ-80 (Придорожная аллея, д.7), где подростки с нарушением слуха  получали профессию и среднее образование по учебному плану  заочной школы.

В 1997 году  состоялся первый выпуск учащихся средней школы дневного отделения, которые учились по учебному плану общеобразовательных школ города — 36 часов в неделю. А  далее — выпуск следовал за выпуском, получая с аттестатом возможность продолжать образование в ВУЗе, техникуме, ПТУ, ПРЦ /на базе средней школы/.
Коллектив школы стремится к тому, чтобы учащиеся вышли в жизнь наравне со своими сверстниками, и, попав в жесткие современные экономические условия, были готовы «не потерять себя».

Вопрос предпрофессиональной подготовки учащихся дневного отделения нам помогают осуществлять наши коллеги из МУК № 1 Центрального района, где им предоставлена возможность обучения по 8 специальностям:радиомонтаж, декоративно-прикладное творчество, столярное дело, экономика, фармацея,  парикмахер, компьютерные технологии, торговое обслуживание.   
Особо надо отметить, что у нас в школе до сих пор взрослые неслышащие и учащиеся с нарушением речи получают не только основное, среднее, но и начальное образование. С 2003 года зачислен в школу  25-летний ученик Кравченко Анатолий, который имел образование 1 класс. К настоящему времени  он уже окончил начальную школу и обучается в 6 классе, совмещая работу с учебой.
Время творит свои чудеса, и нам есть чем гордиться.

2004/2005 учебный год оказался годом, когда основное образование (7-9 класс) —  получают в пяти классах.  Среднее образование (10-11 класс) получают  в четырнадцати  классах (из них 10 классов дневного отделения и 9 – заочного).
Иными словами, получение хорошего базового образования по учебному плану общеобразовательной школы становится более востребовано учащимися с нарушением слуха и речи.

Ныне наша школа по-прежнему  является гарантией демократичности и доступности образования учащихся со сложными дефектами.
Это полифункциональное открытое учебное заведение, выполняющее разносторонние функции: компенсаторные, адаптивные, воспитательные, реабилитационные.
Для неё характерно сочетание общего среднего образования и профессиональной подготовки, расширение культурного кругозора и удовлетворение потребностей учащихся.

Как ни в какой другой, в нашей ныне открытой (сменной) общеобразовательной  школе № 10 Санкт-Петербурга у подростков и молодежи есть возможность учиться по максимуму или минимуму, быстро или долго, в коллективе или в одиночку, очно или заочно.

В 2009 году ОУ переезжает в Калининский район Санкт-Петербурга

В 2012 году в школе открывается отделение начальных классов для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В 2014 году ОУ поменяло название в соответствии с новым законом «Об образовании»Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 10 Калининского района Санкт-Петербурга